Десяткова Наталья Владимировна. Персональный сайт педагога

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направленности - речевое развитие «Весёлый язычок»


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

по направленности - речевое развитие

«Весёлый язычок»

Возраст обучающихся: 3-5 года

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Десяткова Н.В.

воспитатель высшей  квалификационной категории

г. Таштагол, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ   1.1. Пояснительная записка     1.2. Цель и задачи программы    1.3. Содержание программы    1.3.1. Учебно-тематический план 1.3.2. Содержание учебно-тематического плана    1.4. Планируемые результаты     РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ  2.1. Календарный учебный график     2.2. Условия реализации программы   2.3. Формы аттестации / контроля      2.4. Оценочные материалы      2.5. Методические материалы      2.6. Список литературы      ПРИЛОЖЕНИЕ 

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый язычок» имеет направленность – речевое развитие и реализуется в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Актуальность программы

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в становлении личности ребенка, в его развитии, особенно в плане развития речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобрести навыки общения и учиться строить отношения с окружающими. В наш век высоких технологий и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего. Часто можно наблюдать речь детей, которая мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу, составить рассказ по картинке. Наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. И чем раньше начата работа по развитию речи, тем она эффективнее. Поэтому проблема развития речи и ранней профилактики речевых нарушений представляется на сегодняшний день актуальной.

Работу по развитию речевых навыков в дошкольном возрасте целесообразно проводить в форме занятий, которые направлены на развитие речи и правильного звукопроизношения, путем артикуляционной и пальчиковой гимнастики, упражнений для развития речевого аппарата, с одновременным освоением лексических тем, в рамках которых расширяется ряд образовательных задач (грамматических, лексических, по формированию звуковой культуры речи и т.д).

Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) по направленности – речевое развитие разработана для проведения дополнительных занятий в рамках оказания дополнительных образовательных услуг с детьми дошкольного возраста от 3 до 5 лет для развития речи и органов артикуляционного аппарата. Программа облегчает подготовку к основным занятиям по развитию речи, дает возможность своевременно реагировать на потребности и личностные предпочтения ребенка.

Педагогическая целесообразность программы: занимающиеся дети на занятиях по развитию речи, приобретают знания, умения и навыки речевого развития, направленные на улучшение речи детей; навыки социальной адаптации (коммуникативность, активность, общительность и др.); уверенность в своих силах.

Отличительные особенности программы: комплексность (обучение по нескольким разделам), интегрированность (взаимосвязь речевой деятельности, экологии, окружающего мира, математики); возможность включения детей в разные виды деятельности.

Программа направлена на развитие у детей всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики, звуковой культуры речи, связной монологической и диалогической речи. Лексический материал отбирается с учетом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его речи, мыслительной деятельности и умственной активности.

Новизна данной программы в комплексности содержания; в том, что она дополняет основные образовательные курсы по развитию речи;  во внедрении инновационных технологий: нетрадиционных форм обучения (занятие-путешествие, занятие-сказка, занятие-театр и др.), направленных на создание условий для развития познавательной деятельности детей на занятиях; здоровьесберегающих технологий: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики.

Данная программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием речи у детей. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать под контролем сознания, совершенствуется артикуляционный аппарат, устная речь, мелкая моторика рук.

Занятия построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и способствуют развитию всех компонентов речи у детей. В структуру занятия включены артикуляционные упражнения, задания на формировании просодической стороны речи, игры на развитие мелкой моторики. Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи предложены дидактические игры. Дидактический материал систематизирован и подобран по соответствующим лексическим темам.

Адресат программы

Программа направлена на развитие всех сторон речи детей младшего и среднего дошкольного возраста при помощи разнообразных видов деятельности, расширяет умения, полученные на основных занятиях по речевому развитию. Данная программа адресована специалистам по профилактике и коррекции нарушений речи, руководителям кружковой работы, воспитателям дошкольных организаций для развития речи детей дошкольного возраста.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 учебный год.  Всего 36 занятий.

Режим занятий, периодичность и продолжительность

Предполагает проведение занятий один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 3-4 лет составляет 15 минут; для детей 4-5 лет 20 минут.

Форма обучения

Количество детей посещающих кружок: 21 человек. Работа проводится с группой и подгруппой детей, так же в индивидуальной форме.

Форма работы:  непосредственно-образовательная деятельность.

Все занятия, являются интегрированными. В соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Принципы проведения занятий:

- системность, систематичность и взаимосвязь подачи учебного материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения, по данной программе;

- наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

- доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

- постепенность подачи учебного материала;

- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие познавательных процессов, на расширение кругозора;

- принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка;

Специфические принципы (обусловленные особенностями речевой деятельности детей):

- принцип опоры на развитие речи в онтогенезе – учет возрастных особенностей детей;

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей - базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира; речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением;

- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи - основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации;

- принцип развития языкового чутья («чувства языка»). (Языковое чутье – неосознанное владение закономерностями языка.) - в процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм на подсознательном уровне у ребенка формируются аналогии, а затем он усваивает закономерности;

- принцип формирования элементарного осознания явлений языка - основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка; образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не только повторять, а создавать новые высказывания;

- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования - состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи: освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка;

- принцип обогащения мотивации речевой деятельности - от мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения;

- принцип обеспечения активной речевой практики - язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики; речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка; повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения.

1.2. Цель и задачи программы 

Цель программы:- развитие и совершенствование моторики органов артикуляции, мелкой моторики; создание оптимальных условий для формирования правильного звукопроизношения; всех компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики и связной речи) у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1. Личностные:

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к детям и взрослым; уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

- формирование ответственного отношения к учению, к познанию;

- формирование способности вести диалог с другими детьми и взрослыми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;

- освоение социальных норм, правил поведения в группе;

-  формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

- формирование саморазвития с учетом познавательных интересов;

- формирование целостной картины мира;

- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.

2. Метапредметные:

- владение основами самоконтроля, самооценки;

- умение выполнять совместную деятельность со взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- умение использовать речевые средства для выражения своих мыслей, потребностей; владение устной речью;

- умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- умение владеть устной речью, монологической контекстной речью;

- умение выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам;

- формирование и развитие экологического мышления.

3. Предметные (образовательные):

- укрепление мышцы артикуляционного аппарата; формирование произвольных навыков, координированных движения органов артикуляции;

- развитие правильного физиологического и речевого дыхания;

- развитие мелкой моторики;

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие просодической стороны речи;

- развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха;

- уточнение, пополнение и активизация словаря по изучаемым темам;

- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

- развитие познавательной речевой активности детей;

- формирование умения строить распространенные предложения, с однородными членами;

- развитие неречевых психических процессов;

- развитие эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, зрительной памяти, образного и логического мышления, творческого воображения;

- формирование фразовой речи, практическое усвоение грамматических конструкций;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие общей моторики, координации движений, двигательного воображения.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Мониторинг

1

1

Результаты мониторинга

2.

Звуки вокруг нас

1

1

3.

Осень. Звуки «А», «У»

1

1

4.

Овощи. Словообразование.

1

1

5.

Фрукты. Распространённые предложения

1

1

6.

Деревья. Словообразование

1

1

7.

Домашние животные. Звук «И»

1

1

8.

Дикие животные. Предлоги «В, ИЗ»

1

1

9.

Семья. Звук  «О»

1

1

10.

Одежда, обувь. Звук «Э»

1

1

11.

Игрушки. Согласование прилагательных с существительными.

1

1

12.

Посуда. Предлоги «НА, ЗА, ПОД»

1

1

13.

Дома. Словоизменение

1

1

14.

Зима. Обогащение словаря

1

1

15.

Зимние забавы. Составление рассказа по картине.

1

1

16.

Праздник новогодний. Составление рассказа по серии картин.

1

1

17.

Мониторинг

1

1

Результаты мониторинга

18.

Продукты питания. Звуки «И, Ы»

1

1

19.

Снеговик. Составление рассказа по серии картин.

1

1

20.

Части тела. Звук «М»

1

21.

Животные и птицы холодных стран их детеныши и птенцы. Согласование существительных с глаголами, прилагательными.

1

1

22.

Транспорт и его части. Словообразование

1

1

23.

Военные профессии. Обогащение словаря.

1

1

24.

Транспорт. Профессии на транспорте. Звуки «П - Б»

1

1

25.

Веска. Звуки «Т - Д»

1

1

26.

Женский день. Заучивание стихотворения.

27.

ПДД. Звуки «К - Г»

1

1

28.

Животные и птицы жарких стран их детеныши и птенцы. Обогащение словаря.

1

1

29.

Космос. Предлоги «У, НАД, С»

1

1

30.

Профессии. Согласование существительных с глаголами, прилагательными. Звуки «В - Ф»

1

1

31.

Чтение художественной литературы. Пересказ.

1

1

32.

День победы. Распространённые предложения.

1

1

33.

Наш город. Нарисуем картину словами. Звуки «Т – С»

1

1

34.

Птицы. Согласование существительных с глаголами, прилагательными.

1

1

35.

Лето, цветы, насекомые. Предлоги. Звуки «З - Ц»

1

1

36.

Мониторинг

1

1

Результаты мониторинга

ВСЕГО:

36

2

34

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

Тема 1. Мониторинг

Теория: Проведение диагностики

Форма контроля:Результаты мониторинга

Тема 2. Звуки вокруг нас.

Теория: Беседа. Показ.

Практика: Игра «Что мы слышим?». Игра «Минутка тишины». Игра «Угадай что звучит?». Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком». Дыхательное упражнение «Ветерок». Упражнение на словообразование «Кто на чем играет?». Игра «Сыграй как я».

Тема 3. Осень. Звуки «А», «У»

Теория: Рассматривание картинок. Чтение стихотворений об осени. Показ.

Практика: Мелкая моторика - пальчиковая гимнастика «Листья». Артикуляционная моторика - знакомство с органами артикуляционного аппарата. Зрительное внимание -«Найди такой же листочек». Дыхательное упражнение «Ветерок». Развитие длительного, плавного выдоха. Звуки «А, У» в словах.

Тема 4. Овощи. Словообразование.

Теория:Рассматривание картинок. Загадки. Показ.

Практика: Артикуляционная моторика - «Сказка о веселом язычке». Мелкая моторика -  пальчиковая гимнастика «Капуста». Зрительное внимание - игра «Найди одинаковые овощи». Дыхательная гимнастика. Словообразование - «Большой-маленький». 

Тема 5. Фрукты. Распространённые предложения.

Теория: Рассматривание картинок. Беседа. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Заборчик», «Дудочка». Пальчиковая гимнастика - поочередное сгибание пальцев обеих рук «Назови фрукты». Упражнение на развитие фонематического слуха. «Угадай, что делают». Упражнения на развитие речевого дыхания.  «Футбол». Формировать лексико-грамматический строй речи - игра «Назови ласково». Распространенные предложения – «В нашем саду выросли…»

Тема 6. Деревья. Словообразование

Теория: Рассматривание картинок. Беседа. Чтение стихотворений. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Часики», «Качели», «Вкусное варенье». Мелкая моторика – пальчиковая игра «Деревья». Речевое дыхание - выработка длительного плавного выдоха «Листья желтые летят». Развить силу и высоту голоса. «Тише, мыши». Словообразование «С какого дерева лист»

Тема 7. Домашние животные. Звук «И»

Теория: Рассматривание фотографий, картинок. Загадка. Беседа. Чтение стихотворений. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Улыбочка-хоботок». Мелкая моторика - игра с прищепками «Покусаем». Упражнение на развитие фонематического слуха «Ферма». Речевое дыхание - развитие глубокого вдоха и прерывистого выдоха. Звук «И» в словах. Звукоподражание. Упражнение на развитие фонематического слуха. «Угадай, кто кричит».

Тема 8. Дикие животные. Предлоги «В, ИЗ»

Теория: Беседа. Рассматривание картинок. Чтение стихотворений.

Практика: Артикуляционная гимнастика - удерживать язычок в распластанном положении «Непослушный язычок», «Лопатка», «Мишка слизывает мёд». Мелкая моторика - пальчиковая гимнастика «Мама мишек будит рано…». Усвоение категории предложного падежа с предлогом В, родительного падежа с предлогом ИЗ; существительных с обобщающим значением - игра «Кто живет в домике?». Речевое дыхание -  развитие короткого вдоха и выдоха «Зайка плачет». Лексико-грамматический строй речи - д/и «Повтори»

Тема 9. Семья. Звук  «О»

Теория: Рассматривание семейных фотографий. Беседа. Чтение стихотворений. Беседа.

Практика: Артикуляционная гимнастика - выработка полноценных движений «Блинчик», Бублик», «Вкусное варенье». Мелкая моторика - пальчиковая гимнастика. «Семья». Упражнения на развитие фонематического слуха: «Голосок». Речевое дыхание - упражнение «Стирка». Звук О в начале, середине, конце слова.

Тема 10. Одежда, обувь. Звук «Э»

Теория: Рассматривание картинок. Беседа.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Лопатка», «Накажем непослушный язычок», «Иголочка», «Заборчик» - развитие подвижности органов артикуляции. Пальчиковая гимнастика «Стирка» - развитие мелкой моторики, координация речи с движениями. Упражнения на развитие фонематического слуха – упражнение «Постучи карандашом как я». Упражнения на развитие речевого дыхания. «Ветер качает бельё». Игра «Оденем куклу Таню на прогулку» - формирование лексико-грамматического строя речи.

Тема 11. Игрушки. Согласование прилагательных с существительными.

Теория: Рассматривание игрушек. Чтение стихотворений. Беседа. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Качели», «Орешек», «Болтушка» - развивать подвижность артикуляционного аппарата. Мелкая моторика – пальчиковая игра «Мальчик с пальчик».  Речевое дыхание - пропевание гласных звуков на одном длительном выдохе, выработка длительного выдоха. Формировать лексико-грамматический строй речи. Д/и «Назови одним словом». Физ. минутка «Буратино».

Тема 12. Посуда. Предлоги «НА, ЗА, ПОД»

Теория: Рассматривание картинок, предметов посуды. Беседа. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Пирожок», «Блинчик» - развитие полноценных движений и переключаемости артикуляционных органов. Мелкая моторика - координация речи с движением, пальчиковая игра «Посуда»; игра «Золушка». Речевое дыхание - развитие прерывистого выдоха «Чайник пыхтит». Формировать лексико-грамматический строй речи - игра «Назови предметы», «Что из чего». Составление предложений с союзом и. Игра «Найди посуду» - практическое употребление в речи предлогов на, за, под.

Тема 13. Дома. Словообразование

Теория: Рассматривание картинок. Беседа. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Моем окна», «Красим потолок», «Маляр» - развитие подвижности артикуляционных органов. Пальчиковая гимнастика «Строим дом» - координация речи с движением. Упражнение на развитие фонематического слуха «Дятел».  Составление предложений по образцу – дидактическая игра «Что нужно домику?» Дыхательная гимнастика «Погреем ручки» - выработка длительного вдоха и короткого прерывистого выдоха. Словообразование – дидактическая игра «Большой-маленький».

Тема 14. Зима. Обогащение словаря

Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Беседа. Презентация.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Сосулька», «Санки-ледянки». Мелкая моторика – пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять». Упражнение на развитие фонематического слуха, интонационной выразительности «Ох и Ах». Речевое дыхание - упражнение «Летят снежинки» - формирование длительного, короткого вдоха и выдоха. Игра «Какой? Какая? какие?» - расширять словарный запас по теме «Зима». Формировать лексико-грамматический строй речи. Научить понимать значение вопроса «чем?».

Тема 15. Зимние забавы. Составление рассказа по картине.

Теория: Рассматривание картинок. Беседа. Чтение стихотворений. Слушание песен.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Язычок в гостях у друзей» - развитие подвижности артикуляционного аппарата. Пальчиковая гимнастика «Снежки» - координация речи с движением. Речевое дыхание - упражнение «Лыжник», «Ныряльщики» - развитие глубокого вдоха и прерывистого выдоха. Развивать силу и высоту голоса, выразительность речи - «Снежная зима». Формировать лексико-грамматический строй речи - « Что лишнее?». Составление рассказа по картинку «Зимние забавы».

Тема 16. Праздник новогодний. Составление рассказа по серии картин.

Теория: Рассматривание картинок. Беседа. Чтение стихотворений. Слушание новогодних песен. Показ. Музыкальная игра «Дед Мороз».

Практика: Артикуляционная гимнастика - «Иголочка», «Часики» - удержание позы язычка «узкий». Мелкая моторика - пальчиковая гимнастика «Подарки». Речевое дыхание - упражнение «Метель» - развитие длительного вдоха и выдоха. Формирование фонематических процессов - «Инопланетянин».

Тема 17. Мониторинг

Теория: Проведение диагностики

Форма контроля: Результаты мониторинга

Тема 18. Продукты питания. Звуки «И, Ы»

Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Загадки. Беседа. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Орешек», «Блинчик», «Вкусное варенье». Пальчиковая гимнастика «Мы тесто месили…». Упражнения на развитие фонематического слуха «Угадай, кто я». Формирование лексико-грамматический строй речи - игра «Из чего - какой», «Что где лежит?». Звуки И, Ы.

Тема 19. Снеговик. Составление рассказа по серии картин.

Теория: Рассматривание картинок. Загадка. Беседа. Показ образца.

Практика: Артикуляционная гимнастика по выбору. Пальчиковая игра «Снеговик».  Согласование прилагательных и числительных с существительными – игра «Слепим мы снеговика». Составление рассказа по серии картинок «Как дети снеговиков лепили». Музыкальная игра «Снеговик».

Тема 20. Части тела. Звук «М»

Теория: Рассматривание картинок. Беседа. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке». Мелкая и общая моторика - стихотворение «Есть на пальцах наших ногти». Речевое дыхание - развитие глубокого вдоха и выдоха - упражнение «Понюхай цветок». Лексико-грамматический строй речи «Чем мы (едим)». Активизировать словарь «Чего у тебя и сколько?». Звук М.

Тема 21. Животные и птицы холодных стран их детеныши и птенцы. Согласование существительных с глаголами, прилагательными.

Теория: Презентация. Беседа. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика - удерживать язычок в распластанном положении «Непослушный язычок», «Лопатка», «Вкусное варенье». Мелкая моторика - пальчиковая гимнастика «Зоопарк». Согласование существительных с глаголами, прилагательными - игра «Кто на севере живет?». Речевое дыхание -  развитие плавного выдоха «Птички полетели». Лексико-грамматический строй речи - дидактическая игра «Повтори».

Тема 22. Транспорт и его части. Словообразование

Теория:  Рассматривание картинок. Беседа. Показ.

Практика:Артикуляционная гимнастика «Самолёт летит», «Пароход гудит», «Лодочка» - развивать подвижность органов артикуляционного аппарата. Речевое дыхание -упражнение «Паровозик» - выработка глубокого вдоха и прерывистого выдоха.  Упражнения на развитие фонематического слуха «Кораблики». Мелкая моторика - упражнение «Транспорт называй, пальчик загибай» - координация речи с движением. Физ.минутка «Пальчиком показывай, про транспорт нам рассказывай» - учить детей  определять пространственное расположение. Словообразование – дидактическая игра «Ехал автомобиль».

Тема 23. Военные профессии. Обогащение словаря.

Теория: Презентация.Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о празднике «День защитника Отечества». Беседа.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Качели», «Чистим зубки», «Горка». Физ.минутка «Выполняй команду» - развивать ориентацию в пространстве. Мелкая моторика – пальчиковая игра «Бойцы-молодцы». Формировать лексико-грамматический строй речи «Один-много». Речевое дыхание - упражнение «Трубач» - развитие длительного, короткого вдоха и выдоха. Обогащение словаря по теме.

Тема 24. Транспорт. Профессии на транспорте. Звук «П - Б»

Теория: Рассматривание картинок. Беседа. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Самолёт летит», «Пароход гудит», «Лодочка» - развивать подвижность органов артикуляционного аппарата. Речевое дыхание -упражнение «Паровозик» - выработка глубокого вдоха и прерывистого выдоха.  Мелкая моторика - упражнение «Водитель и летчик». Речевая игра «Карусели» - выполнение действий на слова, звукоподрожание. Звук П.

Тема 25. Веска. Звуки «Т – Д»

Теория: Презентация. Рассматривание картинок.Беседа. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Шипит змея», «Песенка водички», «Грибок». Дидактическая игра «Когда это бывает» - уточнить признаки весны. Речевое дыхание - упражнение «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» - развитие продолжительного плавного выдоха. Мелкая моторика - пальчиковая гимнастика «Бегут ручьи». Лексико-грамматический строй речи – упражнение «Назови ласково». Звуки «Т – Д» – дидактическая игра «Найди звук»

Тема 26. Женский день. Заучивание стихотворения.

Теория: Презентация.Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о маме; о празднике «8-е марта». Беседа.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки», «Выталкиваем язычком верхние и нижние зубки», «Заборчик», «Улыбочка-хоботок». Мелкая моторика - рисование пальчиком в воздухе, пальчиковая гимнастика «Подарок для мамы». Упражнения на развитие фонематического слуха «Угадай, кто я». Уточнение и активизация словаря «Запомни и повтори». Заучивание стихотворения.

Тема 27. ПДД. Звук «К» Звуки «К - Г»

Теория: Презентация.Рассматривание картинок. Чтение стихотворений. Беседа. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке» - развивать подвижность органов артикуляции. Систематизировать знания детей о ПДД. Дыхательная гимнастика - уточнить артикуляцию согласных звуков в распевках и потешках. Развивать чувство темпа и ритма - игра «Повтори». Звук «К» - игра «Найди слово на звук К»

Тема 28. Животные и птицы жарких стран их детеныши и птенцы. Обогащение словаря.

Теория: Рассматривание картинок. Беседа. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика - удерживать язычок в распластанном положении «Непослушный язычок», «Лопатка», «Вкусное варенье». Мелкая моторика - пальчиковая гимнастика «Зоопарк», «Обезьянки». Согласование существительных с глаголами, прилагательными - игра «Маленькие и большие». Речевое дыхание - развитие плавного выдоха «Обезьянки на лианах». Лексико-грамматический строй речи - дидактическая игра «Повтори». Обогащение словаря по теме.

Тема 29. Космос. Предлоги «У, НАД, С»

Теория: Презентация. Рассматривание картинок и фотографий; альбома. Беседа о космосе. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика. «Самолёт летит», «Ракета», «Инопланетянин». Развивать слуховое внимание и восприятие «Найди отличия». Мелкая моторика - самомассаж «Послушные пальчики». Формировать лексико-грамматический строй речи игра «Сосчитай-ка». Расширять словарь по изучаемой теме «Подскажи словечко». Игра «Где ракета» - практическое употребление в речи предлогов У, НАД, С.

Тема 30. Профессии. Согласование существительных с глаголами, прилагательными. Звуки «В - Ф»

Теория: Рассматривание картинок; альбома. Беседа. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Лопата копает», «Маляр», «Пекарь», «Блинчики» - удержание позы языка в распластанном состоянии. Мелкая моторика –пальчиковая игра «Строим дом». Упражнения на развитие фонематического слуха. «Футбол». Речевое дыхание -  упражнение «Футболист» - формирование длительного

вдоха и прерывистого выдоха. Согласование существительных с глаголами, прилагательными - игра «Что делает человек, который работает…». Звуки «В - Ф» - дидактическая игра «Назови правильно»

Тема 31. Чтение художественной литературы. Пересказ.

Теория: Чтение. Показ образца.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки», «Кораблик», «Заборчик», «Улыбочка-хоботок». Мелкая моторика - рисование пальчиком в воздухе, пальчиковая гимнастика по выбору. Упражнения на развитие фонематического слуха «Угадай, кто я». Уточнение и активизация словаря «Запомни и повтори». Пересказ услышанного.

Тема 32. День победы. Распространённые предложения.

Теория: Презентация.Рассматривание картинок и фотографий. Беседа. Показ образца.

Практика: Артикуляционная гимнастика. «Качели», «Часики», «Валик», «Блинчик». Речевое дыхание – упражнение «Салют». Мелкая моторика – игра «Салют». Активизировать словарь по теме. Учить образовывать имена существительные в форме родительного падежа единственного числа «Доскажи словечко». Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память «Повтори». Распространённые предложения по теме.

Тема 33. Наш город. Предлог ОКОЛО. Звуки «Т – С»

Теория: Презентация.Рассматривание картинок и фотографий. Беседа. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Парус», «Горка», «Часики», «Вкусное варенье», «Грибок» - закрепление артикуляционных позиций. Речевое дыхание уточнить артикуляцию гласных звуков в распевках и потешках. Мелкая моторика – упражнение «Пальчик загни – звук назови». Лексико-грамматический строй речи - упражнять детей в умение называть свой поселок, название д/с; игры «Будь внимателен», «Сосчитай до пяти». Учить составлять предложения с предлогом около по образцу.

Тема 34. Птицы. Согласование существительных с глаголами, прилагательными.

Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Беседа. Показ.

Практика: Артикуляционная гимнастика. «Спрячь язык», «Пароход гудит», «Киска сердится». Мелкая моторика - пальчиковая гимнастика. «Ласточка», «Десять птичек – стайка». Упражнение на развитие фонематического слуха. «Кто как кричит?». Упражнение на развитие речевого дыхания «Веселая песенка». Развивать силу и высоту голоса - упражнение «Эхо». Лексико-грамматический строй речи - игра «Объясни словечко». Согласование существительных с прилагательными – игра «Парочки»

Тема 35. Лето, цветы, насекомые. Предлоги. Звуки «З - Ц»

Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений о лете. Беседа.

Практика: Артикуляционная гимнастика «Комар», «Жук». Мелкая моторика - пальчиковая гимнастика «Пчелы». Дыхательная гимнастика - развитие речевого дыхания - «Понюхай цветочек», «Капельки», «Бабочки летят». Учить подбирать антонимы - игра «Скажи наоборот». Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память «Назови ласково». Звуки «З - Ц» в словах.

Тема 36. Мониторинг

Теория: Проведение диагностики, поведение итогов.

Форма контроля: Результаты мониторинга

 

1.4. Планируемые результаты 

По окончанию 1 года обучения учащийся будет знать:

- новые слова и использовать в речи по изучаемым темам: названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта и т.д.; существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы и т.д.), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и  их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом и т.д.); сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце; стул — табурет — скамеечка; шуба — пальто — дубленка); обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и  т.п.); части суток (утро, день, вечер, ночь); домашних животных и  их детенышей, овощи и фрукты и др.

Будет уметь:

- произвольно координировать движения органов артикуляции;

- правильно использовать физиологическое и речевое дыхания для четкого произношения звуков;

- различать на слух отдельные звуки и звукосочетания; произносить их в словах;

- внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и  некоторые согласные звуки (п - б; т - д; к - г; ф - в; т - с; з - ц);

- использовать правильный темп речи, интонационную выразительность, силу голоса;

- согласовывать слова в роде, числе, падеже; в форме единственного и множественного числа; форму множественного числа существительных в родительном падеже;

- употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные, обозначающие животных и их детенышей (утка - утенок - утята), (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).

- уметь строить распространенные предложения, с однородными членами и употреблять их в речи;

- отвечать на вопросы;

- повторять за воспитателем рассказ, составленный об игрушке и по сюжетной картинке;

- мыслить образно, логически творчески;

- пользоваться фразовой речью;

- уметь слушать и пересказывать; составлять рассказ по картинке;

- легко вступать в коммуникацию с окружающими;

- координировать свои движения.

В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:

- уважительное и доброжелательное отношение к детям и взрослым; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;

- принятие социальных норм, правил поведения в группе;

-  нравственные чувства и нравственное поведение;

- саморазвитие с учетом познавательных интересов;

- принятие целостной картины мира;

- эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера;

- чувство патриотизма, чувства гордости за свою Родину.

В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:

- умение выполнять совместную деятельность со взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- умение использовать речевые средства для выражения своих мыслей, потребностей; владеть устной речью;

- умение выбирать из предложенных вариантов или самостоятельно искать средства для достижения цели;

- умение выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам;

- формирование и развитие экологического мышления; выражение отношения к природе через рисунки.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36 

Количество учебных дней – 36 

Продолжительность каникул – 14 дней 

Даты начала и окончания учебных периодов / этапов – 05.09.2022г. – 29.12.2022г., 12.01.2023г. – 29.05.2023г. 

2.2. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение: 

Дидактические игры; картотека пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, упражнений на формирование речевого дыхания; ноутбук; картинки, иллюстрации.

2. Информационное обеспечение:

Методические рекомендации

Сборники стихов русских поэтов и писателей для дошкольников,

Интернет-ресурс

2.3. Формы аттестации / контроля

1.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Мониторинг

2.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: Результаты мониторинга

2.4. Оценочные материалы

- Педагогическая диагностика (мониторинг) речевого развития детей 3-4 лет(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- Педагогическая диагностика (мониторинг) речевого развития детей 4-5 лет (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

2.5. Методические материалы

Методы обучения: - наглядные, - словесные, - практические; - продуктивные, - объяснительно-иллюстративные; - поощрения, - мотивации.

Формы организации учебного занятия

Работа проводится с группой, подгруппой детей, в индивидуальной форме.

Формы работы:  непосредственно-образовательная деятельность.

Педагогические технологии, используемые в образовательной деятельности:

Педагогическая технология - это последовательная взаимосвязанная система действий педагога направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

- Образовательные технологии - это система деятельности педагога и воспитанника, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей, содержания и методов. По своей специфике образовательный процесс имеет развивающий характер, т.е. направлен, на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Образовательные технологии рассчитаны на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе.

- Личностно-ориентированная технология ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

- гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения;

- технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам.

Методическую основу технологии личностно-ориентированного обучения составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части. Возможно применение таких вариантов дифференциации, как:

· комплектование учебных групп однородного состава;

·внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;

· обучение на основе диагностики, самопознания и рекомендаций родителей.

Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ребенка.

- Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией. Могут применяться следующие варианты учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

1) Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.

2) Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.

3) Создание персонифицированных учебных программ по направлениям.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ребенка, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.

- Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний;  нетрадиционные занятия и др. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

- Коммуникативная технология обучения, то есть обучение на основе общения. Участники обучения – педагог – ребенок. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправии.  Главное в технологии – речевая направленность обучения через общение.

- Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

- Информационно-коммуникационные технологии

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

-  идти в ногу со временем,

- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

- наставником в выборе компьютерных программ,

- сформировать основы информационной культуры его личности,

- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

- Исследовательский характер

- Легкость для самостоятельных занятий детей

- Развитие широкого спектра навыков и представлений

- Возрастное соответствие

- Занимательность.

Классификация программ:

- Развитие воображения, мышления, памяти

- Простейшие графические редакторы

- Игры-путешествия

- Обучение чтению, математике

- Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- обладает стимулом познавательной активности детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

- Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.Технологии строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Классификация педагогических игр:

- по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, психологические и т.д.);

- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

- по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

- по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Цели образования игровых технологий:

- дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

- воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

- развивающие: развитие качеств и структур личности;

- социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Алгоритм учебного занятия

- Занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Оргмомент

Актуализация знаний и умений

Мотивация. Целеполагание

Организация восприятия

Организация осмысления

Первичная проверка понимания

Организация первичного закрепления

Анализ

Рефлексия

- Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Оргмомент

Мотивация

Актуализация знаний и способов действий

Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях

Самостоятельное применение знаний

Контроль и самоконтроль

Коррекция

Рефлексия

Структура занятий

1. Подбор тем, запланированных в соответствии со временем года («Осень», «Зима», «Весна» и т.д.), и с сопутствующими праздниками («Праздник новогодний», «Космос», «Женский день» и т.д.)

2. Подготовительная работа к занятию.

а) Проведение бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.

б) Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, нетрадиционного бросового и природного материала.

3. Проведение занятий в игровой форме (в виде путешествия, игры со сказочным героем, поиски кладов, игры в волшебников и т.п.).

Дидактические материалы

Наглядные пособия: предметные и сюжетные картинки, иллюстрации; фотографии; дидактические игры; игрушки, муляжи; презентации.

2.6. Список литературы

Основная литература:

 для педагогов:

1. Анищенкова Е. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.- М: 2006.-169с.

2. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.-80с.

3. Дурова, Н.В. Фонематика. «Как научить детей слышать и правильно произносить звуки» / Н.В Дурова. – М. : Просвещение, 2000. – 132 с

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения».

5. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014г

6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.

7. Ушакова, О.С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» / О.С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос, 2002. – 128 с. 

8. Ушакова, О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) / О.С. Ушакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 112 с.

для родителей:

1. Батяева С.В., Володина В.С., Савостьянова Е.В. Большой альбом по развитию речи – М.: РОСМЭН, 2014г.

2. Бугуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). - М., 1991.

3. Веселая дыхательная гимнастика. – СПб.:ООО «Издательство»Детство-Пресс», 2014г.;

4. Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей.-М..;Вентана-Графф, 2003.-304с.

5. Ткаченко Т. А. , Развиваем мелкую моторику /Ткаченко Т. А.;[ил. Е. Нитылкиной]. - М.: Эксмо, 2010.- 64 с.:ил.

Дополнительная учебная литература:

1. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: ACT, 1999.

2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе

3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М.: Институт практической психологии, 1997.

Интернет-ресурсы:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/10/11/kartoteka-didakticheskih-igr-po-razvitiyu-rechi-razvitie

2. https://monster-evo.ru/belinskijj/kartoteka-na-obogashchenie-i-aktivizaciyu-slovarnogo-zapasa-igry/

3. http://kras-dou.ru/56/images/18-19/doc/vosp_goda/Igry_na_razvitie_slovarya.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Педагогическая диагностика (мониторинг) речевого развития детей 3-4 лет

Изучение словаря

Выявить умения:

1. называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы кто это? что это?

2. обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы какой? какая?

3. называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы что делает? что можно с ним делать?

4. употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);

5. понимать противоположные значения слов (большой - маленький, громко - тихо, бежать - стоять).

Задание 1. Кукла.

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.

1) Ребенок называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина);

2) дает имя (одним словом);

3) не дает имя (повторяет слово кукла).

2. Скажи, какая Марина?

1) Называет два слова и более (красивая, нарядная);

2) называет одно слово (хорошая);

3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).

З. Что на ней (Марине) надето?

1) Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках);

2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи...» (Это - носочки, это - платье);

3) показывает предметы одежды, но не называет.

4. Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки - это...?»)

1) Ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи);

2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта...);

3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).

5. Какая одежда надета на тебе?

1) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);

2) называет два предмета одежды (сарафан, майка);

3) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).

6. Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.)

1) Ребенок называет все действия;

2) называет два действия (встала, подняла руку);

3) называет одно слово - действие (стоит или сидит).

7. Что можно делать с куклой?

1) Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);

2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);

3) называет одно слово (играть).

8. Саша, попроси Марину вежливо, чтобы она встала, села.

1) Использует прямую речь и вежливые формы (Марина, встань, пожалуйста);

2) называет два глагола в повелительной форме (встань, сядь);

3) называет действия не в требуемой форме (встать, сесть).

9. Составление совместного рассказа по схеме: «Это... (кукла). Она... (красивая). Ее зовут... (Марина). У нее есть... (красное платье, белый бант). С куклой можно... (играть)».

1) Ребенок заканчивает все предложения;

2) заканчивает два предложения;

3) называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу).

Задание 2. Мяч.

1. Какой мяч (дать в руки ребенка)?

Называет два признака и более (круглый, резиновый); называет одно слово; не называет качеств, говорит другое слово (играть).

2. Что с ним можно делать?

1) Называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть);

2) называет два действия (играть, бросать);

3) называет одно слово (играть).

3. Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит:

- Что я сделала (бросает мяч)? (Бросила.)

- А ты что сделал? (Поймал.)

- Теперь ты бросай. Что ты сделал? (Бросил.)

- А я что сделала? (Поймала.)

1) Ребенок называет все глаголы в нужной форме;

2) называет 2-3 глагола правильно;

3) называет только одно действие.

4. Составим рассказ про мяч: «Это ... (мяч). Он... (круглый, синий). Мяч можно... (катить, ловить, бросать). Я люблю... (играть с мячом)».

1) Ребенок заканчивает предложение, называя 2-3 признака и действия;

2) называет по одному слову, повторяя сказанное взрослым;

3) не может закончить предложение, начатое взрослым.

Задание 3.

Картина «Кошка с котятами».

1. Воспитатель спрашивает: «Кто это? (Кошка.) Какая она?»

1) Ребенок самостоятельно отвечает (Это - кошка, у нее котята. Кошка черная),

2) отвечает по вопросам педагога;

3) описывает своего кота (из опыта) (У меня есть кот Мартын, он очень толстый).

2. Как назвать детеныша кошки?

1) Называет правильно (единственное число - котенок, котик),

2) вместо единственного называет множественное число (котенки, котята);

3) не выполнил задания.

3. Когда много детенышей, как сказать?

1) Называет множественное число (котятки, много котят);

2) вместо множественного называет единственное число (котеночек, котик);

3) не выполнил задания.

4. Педагог говорит: «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята., (маленькие); у кошки хвост длинный, а у котенка...(короткий); кошка бегает быстро, а котята... (медленно); кошка-мама мяукает громко, а котята (тихо)».

1) Ответил на все задания;

2) выполнил 2-3 задания;

3) ответил на одно.

5. Совместное рассказывание. «Это... (кошка). Она... (большая). У кошки есть... (котята). Кошка любит... (своих котят; играть, лакать молоко)».

1) Ребенок заканчивает вс

2 декабря 2023 в 13:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.