Десяткова Наталья Владимировна. Персональный сайт педагога

Конспект НОД по ознакомлению с природой в средней группе

Конспект НОД по ознакомлению с природой в средней группе

Тема: Животные морей и океанов

Цель: расширение представлений  детей о жителях подводного мира.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с морскими обитателями, учить отгадывать загадки; обогащать словарь детей; расширять представления  детей о жителях подводного мира, об их внешнем виде, образе жизни, способах передвижения, питания, защиты.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; формировать у детей первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе; обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы; развивать познавательный интерес, внимание, творческие способности и воображение, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к водным ресурсам планеты и обитателям водоёмов, стремление изучать и охранять природу.

Материалы и оборудование: проектор, экран для просмотра презентации, ватман синего цвета оформленного в виде моря, фигурки морских обитателей на каждого ребенка, клей-карандаш.

Словарь: море, океан, морские обитатели, кит, акула, морская звезда, морской еж, морской конек, медуза, краб.

Ход:

Организационный момент

П/И «В море бурном»

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины. (плавные движения руками)

Не пугает их волна

Рядом плещется она. (потирание ладошек)

Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)

- Вы дельфины не шумите,

Рыбку быструю ловите!

Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)

Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)

Рыбки плавали, плескались

В морской водичке кувыркались. (движения руками)

Вводная часть

Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать и узнавать новое? (да) – Тогда угадайте, куда мы сегодня отправимся:

Здесь, куда не кинем взор -

Водный голубой простор.

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной.

А порой тут тишь да гладь.

Все смогли его узнать? (море)

- Правильно, молодцы! Сегодня мы отправимся на море и познакомимся с морскими животными. Шум моря.

- Итак, занимайте места на корабле. (Дети садятся на стулья перед экраном) Раз, два, три, корабль к морю приплыви.

Основная часть

Показ презентации «Обитатели морей и океанов» - слайд 1

Воспитатель: - Море таит в себе много чудес, хотя снаружи нам кажется, что это просто вода. На самом деле, море – это дом для множества живых существ. - Сейчас мы будем нырять, и рассматривать морских обитателей. Мы находимся неглубоко. Солнечные лучи сюда проникают в слои воды, вода теплая, и здесь обитает…

Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит –

Так живёт на свете ... (кит) - слайд  2

Синий кит - самое крупное животное на Земле. Киты похожи на огромных рыб, но это не рыбы, а млекопитающие. Своих детенышей киты кормят молоком. Кит дышит воздухом, как человек, у него есть ноздри, которые расположены на макушке. Кит может глубоко нырять и долго находиться под водой, не дыша. Они выплывают, чтобы набрать воздух. Тело имеет форму капли, чтобы легко скользить в толще воды, вместо ног – ласты. Кит медленно плывёт с открытой пастью, куда вместе с водой заливаются водоросли и рыбы. Пищу кит процеживает через специальные пластины – китовый ус, а воду выбрасывает огромным фонтаном. Раньше на синих китов шла активная охота, поэтому их осталось очень мало и сейчас охота на китов запрещена. 

Воспитатель: - Ребята, смотрите, ещё одно морское животное.

Объясняю малышу,

Чтобы не было ошибок:

Зверь я, воздухом дышу,

Но похож на крупных рыбок.

Я и умник, и ловкач

И с детьми играю в мяч. (дельфин) - слайд  3

Дельфины - самые разумные морские обитатели, друзья человека, они часто спасают тонущих людей. Дельфины долго под водой быть не могут, они дышат воздухом, выныривая из воды. Дельфины живут в стаях, всегда помогают друг другу. Тело у них продолговатое, на спине плавник и два плавника по бокам, большой хвост. Пища дельфинов – рыба и мелкие морские животные. Дельфины общаются между собой, издавая посвистывания и пощелкивания, даже могут повторять человеческие звуки, например, смех или плач.

Воспитатель: - Теперь, мы опускаемся  глубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее, потому что солнечные лучи сюда пробираются с трудом. Здесь мы видим…

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми.

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

По океану и морям. (рыбы) – слайд 4

Рыбы – животные, обитающие в воде. Большинство рыб живет у поверхности или на средней глубине. Тело у них покрыто чешуей, есть голова, туловище, хвост и плавники; окраска бывает разнообразной, и серой, и очень яркой. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности. У рыб нет век, окружающая вода очищает их глаза. Дышат они жабрами. Рыбы никогда не перестают плавать, обтекаемая форма тела помогает им быстро передвигаться в воде, плавники и хвост служат для управления движением. Новые рыбы появляются из икринок. Рыбы бывают: растительноядные, которые питаются водорослями, мошками; хищные, которые питаются другими рыбками или моллюсками; всеядные, которые питаются и тем, и другим.

Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт?

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно... (акула) - слайд 5

Акула - это большая хищная рыба, очень прожорлива и способна переварить всё, что проглотит. Акула быстро плавает и имеет много острых зубов, которые расположены в несколько рядов и растут всю жизнь. Каждая акула имеет свой дом — постоянное место, где она живет и охотится. Новорожденные акулята уже имеют длину 1-1,5 метра и полностью готовы к самостоятельной жизни. Акула имеет прекрасное обоняние. Даже в полной темноте ей удается учуять выследить добычу, которая спряталась в грунт или находится далеко от неё. У нее очень острые зубы. Акулы бывают разные и очень большие, и даже маленькие. Среди акул есть те, кто может напасть на человека: белая акула, тигровая акула, акула – молот.

Воспитатель: - Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы.  И поплывем дальше. Посмотрите, какие обитатели есть ещё в море.

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. –

Не троньте!»

Ручки у неё и пузо.

А зовут её ... (медуза) - слайд 6

Медузы имеют форму зонтика с щупальцами. Величина медузы может быть с монету, а может с зонтик. У медуз полупрозрачное тело, потому что состоят из воды, в форме зонтика. Они похожи на кисель. Их окрас может быть белым или разноцветным. Есть медузы, которые светятся, как фонарики, особенно те, которые обитают на большой глубине. Зонтик и  щупальца горят жёлто-оранжевым светом. Дышат медузы всем телом. Питаются медузы  мелкими морскими животными, добычу захватывают щупальцами. Также на щупальцах находятся глаза медузы. Все медузы ядовиты, поэтому, столкнувшись с медузой, можно получить ожог. Поэтому часто медуз называют жгучка или морская крапива. Самая опасная из медуз - морская оса, её яд всегда смертельный. Медузы бывают разных размеров и очень маленькие, и очень большие.

Воспитатель: - Оставляем медуз и спускаемся на самое дно.

На лошадку так похоже.

И живёт вот в море тоже.

Вот так рыбка, скок, да скок –

Прыгает морской (конёк) – слайд 7

Морской конек - удивительная и необычная рыба. Свое название она получила потому, что ее туловище в верхней части по виду напоминает лошадь. У нее вытянутая морда, маленький рот. Голова крепко прикрепляется к телу и не поворачивается. Если конек хочет оглянуться, он поворачивается всем телом или же выпучивает глаза. Каждый глаз двигается отдельно от другого. Тело рыбки покрыто жестким костистым панцирем, который защищает конька. На теле рыбы нет чешуи, но есть шипы разной длины и формы. Морской конек предпочитает находиться на дне водоема. Там он прячется в водорослях, маскируясь под цвет этих растений, чтобы хищные рыбы не могли их заметить в зарослях. Особенностью рыбки считается ее вертикальное расположение в воде. Размеры морского конька небольшие. В отличие от других рыб, вынашивает детенышей самец морского конька около 2 недель. Мальки рождаются самостоятельными и тут же отправляются в свободное плавание. Коньки питаются планктоном, детенышами раков и мелкими рыбками. Благодаря способности конька маскироваться и оставаться неподвижным на протяжении нескольких часов он успешно на них охотится. Необычные рыбки ведут малоподвижный образ жизни и практически все время находятся на одном месте. В случае опасности могут развивать приличную скорость или прикрепляются к крупным рыбам, чтобы те перенесли их в более безопасное место. Морские коньки живут около 4 лет.

Воспитатель: - Плывем дальше.

Пронеслась о нем молва:

Восемь ног да голова.

Чтобы всем страшнее было,

Выпускает он чернила.  (осьминог) – слайд 8

У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Когда осьминогам угрожает опасность, они выпускают чернильное облако и изменяют свой цвет, чтобы их было трудно увидеть. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Осьминоги – хищники, охотятся по ночам на креветок, крабов и рыб. Среди осьминогов есть ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

Воспитатель: - Здесь же обитает…

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это... (краб) – слайд 9

Крабы бегают  по дну морей и океанов. Тело краба покрыто твердой оболочкой - панцирем, у него десять ног. Пара самых больших ног — клешни. Плавают эти животные плохо и неохотно. Крабы – хорошие мусорщики. Они поедают останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ. У крабов много врагов. На их жизнь покушаются рыбы, осьминоги, морские звезды, поэтому крабы вынуждены прятаться и маскироваться. Так же и люди вылавливают крабов и употребляют их в пищу.

Воспитатель: - Посмотрим, кто же еще живет на дне морском.

Глубоко на дне она,

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет (морская звезда) – слайд 10

Морская звезда обитает на дне океана. Она имеют форму звёздочки с пятью или шестью лучами. Цвет этих животных чаще всего красный, реже синий, бурый, розовый, фиолетовый, желтый, черный. Сначала может показаться, что морские звёзды совсем неподвижны. А на самом деле они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей. Рот у морской звезды расположен на нижней стороне тела, поэтому, чтобы съесть добычу, морская звезда наползает на неё сверху. Питается она устрицами, моллюсками и морскими гребешками и своими сородичами.  У морских звезд  мало врагов, так как острые шипы, которые могут быть и ядовитыми, отпугивают хищников. К тому же они при случае стараются зарываться в песок, чтобы не привлекать внимания. Если враг оторвёт у морской звезды луч, то на его месте вырастает новый.

Воспитатель: - Посмотрим, кто еще здесь живет.

Над морской звездой победу,

Соревнуясь, одержал:

За минуту я два метра,

На иголках пробежал (морской ёж) – слайд 11

Морские ежи — донные ползающие зарывающиеся животные. Тело морскогоежа покрыто панцирем, из которого торчат иголки. Иголки очень тонкие и острые. С помощью игл они защищаются от врагов и передвигаются. Практически всеядны. Питаются водорослями, моллюсками, мелкими морскими звёздами. Морские ежи очень ядовиты. Некоторые морские организмы, маленькие рыбёшки используют морских ежей для защиты, прячась среди их игл.

Физминутка: «Рыбки»

Рыбка плавает в водице, (дети ходят по группе)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (ловят рыбку)

Рыбка спину изогнула (снова изображают, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла (делают хватательное движение обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (дети убегают)

На доске висит плакат с фоном моря.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, вот у нас море, но что-то  здесь не так. - Камушки и песок есть, водоросли есть. Но чего же не хватает? (морских животных)

Воспитатель:  - У вас на столах лежат фигурки морских обитателей. - Давайте вспомним, кто из морских жителей обитает на дне? (морской конек, морская звезда, осьминог, морской ёж, краб)

Воспитатель: - У кого находятся эти животные, выходите и наклейте их на морское дно. Дети приклеивают животных на фон.

Воспитатель: - А теперь, скажите, какие животные обитают ближе к поверхности воды? (киты, дельфины)

Воспитатель: - У кого находятся эти животные, выходите и наклейте их ближе к поверхности воды. Дети приклеивают животных на фон.

Воспитатель: - А теперь, скажите, какие животные обитают на глубине? (разные рыбки, акулы, медузы)

Воспитатель: - У кого находятся эти животные, выходите и наклейте их в середину нашего моря. Дети приклеивают животных на фон.

Заключительная часть:

Воспитатель: - Вот рыбки в море плавают,

И плавают киты,

И звезды разноцветные,

А также я и ты.

Вот только мы у берега,

А рыбки в глубине;

Мы выросли на солнышке,

А рыбки все - в воде.

Но мы похожи с ними:

Мы любим поиграть,

Но только мы не можем,

Как рыбки, помолчать.

Воспитатель: - Наше путешествие закончено. - Раз, два, три, корабль в детский сад приплыви!

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (да)

- Где мы с вами сегодня побывали? (на море)

- Каких животных вы там увидели? (кита, дельфина, краба, медузу, морскую звезду, морского конька, осьминога, морского ёжа, разных рыб, акулу)

- Молодцы!

- Что было самым интересным? (ответы детей)

- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.

28 октября 2023 в 18:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.