Десяткова Наталья Владимировна. Персональный сайт педагога

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением во 2-й младшей группе

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением

во 2-й младшей группе

Разработала: Десяткова Н.В.

 

Тема:  Свойства бумаги

Цели: - знакомство со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности; развитие активного и пассивного словаря по теме.

Задачи:

Образовательные: - научить детей с помощью разнообразных приемов определять свойства бумаги (тонкая, толстая, прочная белая, красная, синяя и других цветов, гладкая и шероховатая);

- научить выявлять общие качества и различия бумаги в исследовательской деятельности (рвется, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить, размокает в воде, скручивается, шуршит, непрочная);

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий;

- познакомить детей с использованием бумаги в жизни человека;

- обогащать словарный запас детей глаголами (шуршит, рвется, мнется, расползается, не распрямляется), прилагательными (бумажный, разноцветная, гладкая, шершавая, тонкая, толстая, мятая, непрочная). 

Развивающие: - развивать познавательный интерес; умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; фразовую речь; внимание, мышление, память, мелкую моторику рук.

Воспитательные: - воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира, эстетическое отношение к окружающему миру; бережное отношение к бумаге и изделиям из нее.

Материалы и оборудование: человечки из бумаги, домик, чертеж домика, детали домика из цветной бумаги, клей-карандаш, полоски бумаги разных видов (картон, салфетки, обычная и цветная бумага), ёмкости с водой, телевизор (ноутбук), флешка с презентацией, кораблики и самолеты из бумаги, одежда из разных видов бумаги.

Ход:

Вводная часть

Воспитатель:  - Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла письмо. Сейчас я прочитаю для кого оно написано. (воспитатель читает адрес)

- На нем написано «Детский сад «Петрушка», детям 2-й младшей группы». Это письмо для нас. Давайте откроем его и прочитаем.

Воспитатель: - Я белая, как снег,

Дружу с карандашом.

Где он пройдет,

Там заметочку  кладет…  (Бумага)

Воспитатель: - Молодцы! Правильно, это бумага. Но это еще не все, здесь еще что-то написано. (читает дальше)

- Дорогие ребята! Мы, жители Волшебной Бумажной страны приглашаем вас в гости. В нашей стране все сделано из бумаги, а из какой узнаете, когда приедете. Приезжайте, у нас очень весело и интересно!

Основная часть

Воспитатель: - Ну, что, ребята, поедем в Бумажную страну? (да) Тогда садимся в волшебный паровоз и отправляемся в дорогу! (дети становятся за воспитателем паровозиком и двигаются по направлению к подготовленным станциям)

Воспитатель: - Вот мы добрались до первой станции. Она называется «Ознакомительная».

Около телевизора (ноутбука) стоит бумажный человечек.

Воспитатель: - Здравствуйте, житель бумажной страны!

Житель: - Здравствуйте, ребята! Рад приветствовать вас в нашей Волшебной стране! Я хочу вам показать и рассказать, как и из чего делается бумага.

Презентация «Удивительная бумага»

1. Первые писчие материалы из растительного сырья появились в Древнем Египте и Китае.

2. Из чего производят бумагу (из древесины, однолетних растений, вторичного сырья).

3. В бумажной промышленности используют целлюлозу из хвойных пород, дуба, березы, каштана.

4. Технология производства бумаги (размол, подготовка массы, прессование, сушка, каландирование, намотка в рулоны, резка и упаковка).

5. Использование бумаги.

6. Почему нужно беречь бумагу.

Воспитатель: - Понравился вам рассказ? (Да)

- Из чего делают бумагу? (из деревьев, растений, уже использованной бумаги)

- Почему нужно к ней бережно относиться? (потому, что деревья срубаются, а растут они очень медленно)

Воспитатель: - Спасибо, Вам, житель волшебной страны! Нам пора ехать дальше! До свидания!

Житель: - До свидания!

Дети становятся за воспитателем паровозиком и двигаются по направлению к следующей станции.

Воспитатель: - Следующая станция на нашем пути «Бумажная»

На столе стоит бумажный человечек в одежде из салфетки, около домика сделанного из картона. Здесь же разложены разные виды бумаги: обычная белая бумага, цветная, салфетки, картон.

Воспитатель: - Здравствуйте, житель бумажной страны!

Житель: - Здравствуйте, ребята! Рад приветствовать вас в нашей Волшебной стране! Я приготовил для вас несколько видов бумаги, и предлагаю вам с ней поэкспериментировать.

Воспитатель: - Спасибо Вам! Мы с радостью воспользуемся вашим предложением, Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько разной бумаги. Давайте ее потрогаем…(дети берут бумагу и определяют ее свойство на ощупь)

- Какая она на ощупь? (гладкая, мягкая, теплая)

- Теперь определим толщину бумаги. Что вы заметили? (Одна бумага - тонкая, другая - толстая, а третья – очень тонкая).

- Теперь давайте попробуем ее помять. (дети мнут бумагу) Что вы слышите? (Шуршит).

 - Попробуйте смять бумагу. Что вы еще заметили? (Мнется). Правильно, вся бумага мнется: и толстая, и тонкая, и гладкая. Мнется и белая бумага, и цветная.

- Молодцы! Какую бумагу тяжелее помять, а какую легче? (легче всего мнется салфетка она тонкая, обычная белая бумага – мнется труднее, картон мять тяжелее всего - он твердый)

- Распрямите смятую бумагу. Стала ли она такой же красивой, как была? Нет, бумага не распрямилась, не разгладилась. Итак, бумага легко мнется и … что? (Не распрямляется, не разглаживается).

- А сейчас оторвите кусочек бумаги. Что вы заметили? (Очень легко оторвать кусок от любой полоски). 

- Что рвется труднее и легче всего? (трудно рвать картон, легко – салфетки)

- Почему картон рвать сложнее всего? (потому что он прочнее обычной бумаги)

- Итак, бумага легко рвется, она непрочная.

- Молодцы!

- А зачем нам нужна бумага? (На ней рисуют, пишут, из бумаги делают поделки). 

Житель: - Ребята, что нового вы узнали обумаге и ее свойствах? (бумага бывает толстая – картон, который трудно рвется и мнется; бывает тонкая – салфетки, легко рвется, мнется; и обычная, которая тоже рвется, мнется, не прочная). - Молодцы!

Воспитатель: - Спасибо Вам, житель бумажной страны! На вашей станции мы узнали много нового о свойствах бумаги! Но нам пора отправляться дальше! До свидания!

Житель: - До свидания!

Дети становятся за воспитателем паровозиком и двигаются по направлению к следующей станции.

Воспитатель: - Вот мы прибыли на следующую станцию. Она называется «Цветная».

На столе стоит бумажный человечек в одежде из цветной бумаги. Здесь же лежит цветная бумага разной фактуры, детали для оформления домика для жителя бумажной страны. Рядом на доске прикреплен чертеж домика на ватмана.

Воспитатель: - Здравствуйте, житель бумажной страны!

Житель: - Здравствуйте, ребята! Рад приветствовать вас в нашей Волшебной стране! Я очень люблю цветную бумагу.

Воспитатель: - Ребята, что лежит на столе? (цветная бумага) 

- Потрогайте, погладьте бумагу и скажите, какая она? (гладкая) - Правильно, есть гладкая бумага. – А теперь возьмите другую бумагу, какая она? (шершавая)

- Правильно, шершавая. Бумага бывает разная: гладкая и шершавая.

- Где мы с вами ее применяем? (на занятии, делаем из нее поделки и др.)

- Что можно сделать из цветной бумаги? (аппликацию, фигурки животных, подарки мамам и папам на праздники и др.)

Житель: - Ребята, у меня до сих пор нет домика. Я хотел бы попросить вас помочь мне - сделать для меня разноцветный домик.

Воспитатель: - Ну, что, поможем жителю бумажной страны? (да)

Дети наклеивают из деталей домик.

Житель: - Спасибо, вам, ребята!

Воспитатель: - И вам спасибо! И до свидания! Нам пора ехать дальше.

Житель: - До свидания!

Дети становятся в паровозик и едут дальше.

Воспитатель: Теперь мы прибыли на станцию «Опытная».

На столе стоит бумажный человечек в одежде из бумаги, кораблики и самолеты из бумаги, лежит салфетка, обычная белая бумага, картон. Рядом на столе стоит ёмкость  с водой.

Воспитатель: - Здравствуйте, житель бумажной страны!

Житель: - Здравствуйте, ребята! Рад приветствовать вас в нашей Волшебной стране! Ребята, вы уже много узнали о бумаге. А я вам предлагаю немного поиграть с самолетами и корабликами.

Сначала дети берут самолеты и запускают их.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, почему самолеты из бумаги полетели? Какая бумага? (легкая)

Теперь дети берут кораблики и опускают их в емкость с водой. Дети дуют на них, чтобы кораблики плавали.

Воспитатель: - Что происходит с корабликами? (они плывут) – Почему? (потому что бумага легкая) – Правильно, молодцы!

Кораблики убирают из воды.

Житель: - Мы, жители Бумажной страны, не стираем одежду. Я вам приготовил одежду из разной бумаги. Попробуйте положить ее в воду и ответить на вопрос: почему нельзя стирать бумажную одежду. Дети берут бумажную одежду и подходят к столу, где стоят емкости с водой.

Воспитатель:  - Ребята, а как вы думаете, что произойдет с бумагой, если ее опустить в воду? (намокнет)

Дети опускают сначала одежду из салфетки.

Воспитатель: - Что произошло? (размокла, утонула, т.к. она тонкая)

Затем опускают одежду из обычной бумаги.

Воспитатель: - Что произошло? (размокла и стала хрупкой)

В последнюю очередь опускают картон.

Воспитатель: - Что произошло с одеждой из картона? (картон самый толстый, он размок и стал тяжелым)

- Почему нельзя стирать бумажную одежду? (бумага в воде расползается)

Воспитатель: - Молодцы! Правильно!

Воспитатель: - Спасибо, Вам, житель бумажной страны, за интересные опыты! Но нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!

Житель: - До свидания! Приезжайте к нам еще!

Дети встают паровозиком, двигаются  и постепенно  рассаживаются за столы.

Рефлексия

Воспитатель:- Ребята,  понравилось вам наше путешествие в Волшебную Бумажную страну? (да)

Воспитатель: - Сегодня мы познакомились с необычными свойствами бумаги. Что нового о бумаге вы узнали из нашего приключения? (Бумага бывает разноцветная; бывает гладкая и шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легкая, легко мнется; смятую бумагу трудно распрямить; бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная).

Воспитатель: - Давайте посмотрим вокруг и скажем, что в нашей группе сделано из бумаги? (салфетки,  туалетная бумага,  открытки,  книги,  коробки,  раскраски  и т.д.).

- Почему нужно бережно относиться к бумаге и изделиям из нее? (потому, что ее делают из дерев, и не вся бумага прочная)

Воспитатель: - Молодцы!

28 октября 2023 в 13:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.