Десяткова Наталья Владимировна. Персональный сайт педагога

Исследование моторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедического обследования

Десяткова Н.В.,

научный руководитель – канд. пед. наук, доц. Н.Б. Шевченко

(Алтайский государственный гуманитарно-педагогический  университет имени В.М. Шукшина, Бийск)

Исследование моторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством логопедического обследования

Аннотация: Статья посвящена особенностям исследования моторных функций у дошкольников с ОНР посредством логопедического обследования. Дано понятие «моторные функции». Описано развитие моторной сферы детей дошкольного возраста в норме и у детей с ОНР; роль логопедического обследования при исследовании моторных функций.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, моторные функции, логопедическое обследование, общая моторика, мелкая моторика, мимическая моторика, артикуляционная моторика

Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных действий, свойственных человеку, которые в совокупности направлены на выполнение какой-либо задачи. Вопросами их изучения занимались В.М. Бехтерев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др.

Моторную сферу делят на общую, мелкую и речевую моторику, которая включает в себя артикуляционную и моторику мимической мускулатуры лица. Общая моторика - использование мышц туловища, рук и ног для выполнения движений всего тела. Её развитие происходит в определённом порядке по общему шаблону при выполнении ползания, ходьбы, наклонов, бега, прыжков, метания и т.д. Она развивается с первого года жизни, и к концу дошкольного детства ребенок овладевает сложными движениями. Вслед за общей моторикой и параллельно с ней постепенно развивается мелкая моторика. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук, которая достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем и зрительной системой. [3]  Это работа мелких мышц - кистей и пальцев рук с мелкими предметами, умение манипулировать небольшими объектами. На протяжении раннего и дошкольного детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Одним из условий для правильного звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Артикуляционная моторика - совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, обеспечивающая условие правильного звукопроизношения. [3]  Артикуляция заключается в координации движений языка, губ, ротовой полости, гортани, дыхательных движений. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. Мимическая моторика - движение мимических мышц лица. [3]  Выражение лица определяется динамикой и статикой мимических мышц. Из мимических мышц имеют значение для речи те, которые расположены вокруг ротовой щели. Эти мышцы принимают участие в артикуляции звуков и частично обеспечивают выразительность речи. Проделывая разнообразные артикуляционные и мимические движения языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемые диффузными звуками, ребенок с младенчества овладевает сложным двигательным навыком - произношением звуков речи. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются постепенно. У здорового ребенка одновременно с развитием общей моторики, дифференцированных движений рук, мимики и артикуляции происходит овладение звуковой системой языка.

 Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективном научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашкина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др.) в 50-60-х годах XX в. ОНР  различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны - фонетики и смысловой стороны - лексики, грамматики. [2]  Вопросами формирования моторной сферы у дошкольников с ОНР занимались М.М. Кольцова, Л.В. Лопатина, Е.Г. В.В. Цвынтарный, И.С. Лопухина, и др.

Детям с ОНР, наряду с общей соматической ослабленностью, присуще отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется своеобразием развития, проявляющимся в нарушении всех компонентов моторики и различных параметров каждого компонента. Отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики. Для детей характерна недостаточная координация сложных движений, неуверенность в выполнении точно дозированных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Затруднения проявляются при удержании равновесия. При ходьбе, поворотах в движениях отмечается несогласованность работы рук и ног, шаркающая походка, плохая осанка. При переключении с одного движения на другое, наблюдается скованность, зажатость движений, неточность, нечеткость двигательных актов, нарушение их порядка и количества. [1] Наблюдаются недостатки плавности, ритмичности, трудности регулирования смены темпа движений. Наблюдаются явления моторной истощаемости: замедление темпа, «смазанность», неточность движений к концу выполнения занятий. Дети с ОНР отстают в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, при выполнении серийных комплексов нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Типичным является недостаточный самоконтроль при выполнении задания. В формировании мелкой моторики рук - отмечается напряженность, скованность, неловкость и недостаточная координация пальцев и кисти руки, отсутствие плавности, трудности переключения с одной позиции на другую. Обнаруживается замедленность движений, «застревание» на одной позе. Среди детей с ОНР значительную часть составляют излишне подвижные дети. У них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений кистей и пальцев рук. Пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Часто нарушается четкость кинестетических ощущений. Ребенок не воспринимает состояние напряженности или расслабленности мышц. Он быстро устает, снижена работоспособность. Недостаточное развитие мелкой моторики у детей с ОНР сказывается на таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями и др.; влияет на выполнение различных заданий: обвести фигуру, заштриховать, дорисовать и др. Их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников с ОНР препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с мелкими предметами, сдерживает развитие игровой деятельности, затрудняет овладение письмом и рядом других навыков. У таких детей мышцы лица вялые и малоподвижные, лицо невыразительно, амимично. Детям трудно выразить свои эмоции, они не могут нахмурить брови или подмигнуть одним глазом, надуть или втянуть щёки поочерёдно. В недостаточности развития общей, тонкой и речевой моторики прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность. Моторная деятельность при разной структуре недоразвития речи страдает по-разному. В легких случаях - недостаточная координация пальцев кисти руки, несформированность кинестетического и динамического праксиса. В тяжёлых - двигательные расстройства характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса.

Связь развития двигательной сферы и речи научно доказана, поэтому одним из этапов комплексного логопедического обследования является выявление состояния произвольной общей, тонкой, артикуляционной и мимической моторики. Анализ литературных источников позволяет говорить о важности осуществления целенаправленной работы по развитию моторной сферы у детей с ОНР.

Залогом эффективного проектирования коррекционного процесса является наличие у логопеда полной информации о возможностях и проблемах каждого ребенка. Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики. Диагностика позволяет выявить несформированные механизмы, обуславливающие некоторые отклонения в развитии, выбрать адекватные методы коррекции и компенсации дефектных механизмов. Дети с ОНР имеют различные стартовые возможности, вариативность недоразвития основных компонентов речевой и двигательной системы. Важно иметь представления о различном реабилитационном потенциале детей. [4] 

 Построение коррекционной работы опирается на принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий организацию работы в двух основных направлениях: диагностическом и коррекционно-развивающем.

Логопед может воспользоваться материалами медицинской карты ребёнка, в которой представлены результаты обследования моторных функций врачом-неврологом, затем уточнить состояние общей, тонкой, артикуляционной и мимической моторики при обследовании и составлении логопедического заключения. Логопедическое заключение становится отправной точкой для планирования коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР. Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе конструирования, игровой, трудовой, учебной деятельности, овладение тонко координированными и специализированными движениями рук, артикуляционного аппарата является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения. [4] В процессе занятий необходимо устранить некоординированные, скованные, недостаточно ритмические движения. [5] 

Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно, это определяется анатомическими и функциональными связями речи с двигательной функциональной системой.

К периоду школьного обучения недостатки моторики детей с ОНР могут существенно сглаживаться под влиянием коррекционной работы.

Литература

1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – 144с.

2. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина // Логопедия сегодня. – 2009. - №1 – с.6

3. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

4. Сергеева, А.И. Логопедические технологии: технология обследования моторных функций: учебно-методическое пособие / А.И. Сергеева; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. – 60 с.

5. Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 191-204.

28 октября 2023 в 11:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.