Десяткова Наталья Владимировна. Персональный сайт педагога
Специфика логопедической работы с детьми первого уровня речевого развитияДесяткова Н.В., научный руководитель – канд. пед. наук, доц. Н.Б. Шевченко (Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, Бийск) Специфика логопедической работы с детьми первого уровня речевого развития Аннотация: Статья посвящена особенностям логопедической работы с детьми первого уровня речевого развития. Описана клинико-педагогическая классификация и психолого-педагогическая классификация ОНР. В статье представлены основные положения в характеристике детей с ОНР. Предложены рекомендации по логопедической работе с «безречевыми» детьми. Ключевые слова: общее недоразвитие речи, клинико-педагогическая классификация ОНР, психолого-педагогическая классификация ОНР, логопедические занятия с «безречевыми» детьми. Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи люди обмениваются информацией, взаимодействуют друг с другом. Общее недоразвитие речи (ОНР) – одно из наиболее часто встречающихся нарушений речи в современном мире. ОНР - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности: фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка. [1] Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50-60-х XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. В 1969 году Р.Е. Левиной разработана периодизация проявлений ОНР: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Каждое проявление аномального речевого развития рассматривается автором на фоне причинно-следственной зависимости. На основе поэтапного структурно-динамического изучения речевого недоразвития раскрыты специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня развития к более высокому. Р.Е. Левиной было выделено 3 уровня ОНР. [2] Однако в 2001 году профессор, логопед-дефектолог Т.Б. Филичева включила в классификацию еще один уровень ОНР — четвертый [3]. ОНР может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), ринолалии, дизартрии (иногда). Причинами ОНР являются различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития: внутриутробная гипоксия, резус-конфликт; во время родов: родовые травмы, асфиксия; в первые годы жизни ребёнка: черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Особенностям развития детей с нарушениями речи и методам коррекции ОНР посвящены работы М.В. Богданова-Березовского, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, В.К. Орфинской, Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской, Н.С. Жуковой, Н.В. Серебряковой, Н.А. Никашиной и др. В настоящее время в логопедии существуют две классификации ОНР: клинико-педагогическая (три уровня) и психолого-педагогическая (четыре уровня), которые рассматривают речевое расстройство в разных аспектах. Клинико-педагогическая классификация, разработанная Е.М. Мастюковой, ориентирована на медицинские данные и по своему клиническому составу объединяет разных детей, среди которых можно выделить три основные группы. [2] 1) Неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение ЦНС. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями». 2) Осложненный вариант ОНР, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов (синдром повышенного черепного давления, синдромы двигательных расстройств). 3) Грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Эту группу составляют дети с моторной алалией [3] Психолого-педагогическая классификация - три уровня предложенных Р.Е. Левиной и четвертый, выделенный Т.Б. Филичевой. В основе классификации лежат лингвистические и психологические критерии, что позволяет широко применять её в коррекционно-воспитательной работе. I уровень – полное отсутствие общеупотребительной речи – это так называемые «безречевые дети». В самостоятельном общении они используют целый ряд невербальных средств: жесты, мимику, интонацию. Звуковая сторона речи характеризуется нестойким фонетическим оформлением. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. У детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. II уровень речевого развития определяется как «начатки общеупотребительной речи». Речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств. Грубо нарушены звукопроизношение и слоговая структура слов. III уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. IY уровень речевого развития выражается в незначительных нарушениях компонентов языковой системы. Основные положения в характеристике детей I уровня речевого развития: 1. Активный словарь в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепетных слов и лишь небольшого количества общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированны. 2. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи вне ситуации весьма ограниченно. Фразовая речь почти полностью отсутствует. 3. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована. [1] Логопедические занятия с «безречевыми» детьми проводятся индивидуально или небольшими подгруппами, так как они не в полном объеме владеют пониманием речи; усваивают инструкции, обращенные к ним; и имеют специфические особенности психической деятельности. Работа строится поэтапно по направлениям: Овладение пониманием речи. Ребенка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части тела, отгадывать предметы по описанию, выполнять одноступенчатую инструкцию. Одновременно расширяется пассивный и активный словарь, усваиваются простые односложные и двусложные слова. На этой основе затем начинается работа над простой двусоставной фразой и диалогом. Активизация речевой деятельности. Содержание работы в рамках данного направления предусматривает развитие звукоподражания (голосам животных, звучанию музыкальных инструментов и т.д.). Стимулируется и поощряется самостоятельная речевая активность. В речь вводятся указательные местоимениями («вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении («дай», «иди»), обращение к родственникам. Развитие неречевых функций. Продуктивная речевая деятельность невозможна без достаточного развития памяти, внимания, мышления. Поэтому большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры «Что лишнее», «Чего не стало», «Сделай по образцу», «Узнай предмет по звучанию», отгадывание загадок с опорой на картинки и т.п. [4] Задачи логопедической работы: 1.Развитие понимания речи 2.Формирование активного словаря 3.Формирование навыков употребления простого предложения 4.Формирование навыков употребления простого распространенного предложения 5.Формирование навыков составления небольшого рассказа 6.Формирование невербальной основы речи 7. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков. В итоге логопедической работы дети должны научиться: - Понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Одежда» и т.д.). - Называть некоторые части тела (голова, руки, глаза и т.д.) и одежды (карман, рукав и т.д.). - Обозначать наиболее распространенные действия (сиди, стой, пой, ешь, пей, иди и т.д.)» некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т.д.). - Выражать желания с помощью простых просьб, обращений. - Отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов. При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление. Логопедическая работа с детьми I уровня развития речи проходит в два этапа: первый - с сентября по декабрь, второй - с января по июнь. [4] Литература 1. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина // Логопедия сегодня. – 2009. - №1. – С. 6 2. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967 3. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.: Айрис-Пресс, 2018.- 224 с. 4. Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи. - Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С. 191-204. 28 октября 2023 в 10:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.