Десяткова Наталья Владимировна. Персональный сайт педагога

ПРОЕКТ: «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я.»

ПРОЕКТ:«Вместе дружная семья – детский сад, родители и я.»

Средняя группа

Разработала воспитатель МБДОУ д/с «Солнышко», с. Солтон, Алтайский край: Десяткова Н. В.

 2016 год

Название проекта:  «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я.»

Тема: Взаимодействие детского сада и семьи.

Тип проекта: Информационно-практико-ориетированный.

Цель: Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада; создать атмосферу тесного сотрудничества и содружества, положительный психологический настрой.

Актуальность проекта связана с необходимостью расширения участия родителей в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС  с одной стороны и низким уровнем профессиональной компетентности педагогов в вопросах эффективного взаимодействия с семьями воспитанников. Реализация проекта позволит педагогам группы использовать эффективные технологии, методы и приемы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ.

Идея проекта:Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Современные федеральные государственные требования, изменение культурного уровня, степень педагогического просвещения родителей, побуждают использовать различные методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи. Наш проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. В связи с этим возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия родителей и детей. Подготовка и проведение мероприятий позволяют увидеть родителей в другом формате (активные, эмоциональный, творческие, сопереживающие, креактивные, заинтересованные, ответственные…), а у детей сформировать осознанное отношение к семье, семейным отношениям, содействовать укреплению взаимопонимания между детьми и родителями. Таким образом, пришли к выводу, что проект взаимодействия родителей с ДОУ просто необходим.

Задачи:

1. Установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьей, используя дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.

2. Повышать педагогическую компетентность родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

3. Развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной  деятельности детей и родителей.

4. Осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и детей, создавая творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, через подготовку, организацию и проведение совместных мероприятий для всех участников проекта.

5. Использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение их авторитета.

6. Создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха.

 Участники проекта: Дети, родители, воспитатели.

 Срок реализации: 5 месяцев.

 Ожидаемые  результаты:

1. Создание системы комплексной работы с родителями.
2. Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально - личностного развития детейсоздание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

3. Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

4. Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей.

5.Повышение уровня педагогической компетентности родителей.

6. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

 План мероприятий:

1. Анкетирование на начало проекта. (январь)

2. Информационный лист «Физическое развитие детей 4-5 лет» (январь)

3. Памятка «Формирование здорового образа жизни». (январь)

4. Выставка детских рисунков «Мама, папа, я – спортивная семья». (январь)

5. Родительское собрание «Роль родного дама и семьи в формировании личности дошкольника». (февраль)

6. Выставка детских рисунков-портретов мам, пап. (февраль)

7. Папка-передвижка «Особенности развития детей 4-5 лет». (февраль)

8. Папка-передвижка «Характеристика речевого развития ребёнка 4-5 лет».(февраль)

9. Совместное мероприятие «Проводы зимы». (март)

10. Рекомендация « Как избежать конфликтов». (март )

11.Информационный лист «Творческое развитие ребёнка». (март)

12. Памятка «Не навреди». (март)

13. Выставка детских рисунков «Мама, папа, я – дружная семья». (апрель)

14.  Совместное мероприятие «Моя семья». (апрель)

15.  Консультация «Мелкая моторика рук». (апрель)

16.  Беседа «Агрессивный ребёнок». (апрель)

17.  Информационный лист  «Родительские заповеди». (май)

18.  Беседа «Ребёнок и компьютер». (май)

19.  Родительское собрание «Стили семейного воспитания». (май)

20. Анкетирование на конец проекта. (май)

  Этапы работы:

 I. Подготовительный этап

 Педагогическая деятельность:

- изучение методической литературы;

- планирование и разработка мероприятий;

- составление сценариев;

Взаимодействие с родителями:

- анкетирование родителей

Работа с детьми:

- беседы с детьми о семье;

- рисование на тему «Семья»;

 II. Формирующий этап

 Педагогическая деятельность:

- создание условий для успешной реализации мероприятий;

- обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ;

- организация встреч с участниками;

- оформление выставок рисунков;

Взаимодействие с родителями:

- родительское собрание «Роль родного дама и семьи в формировании личности дошкольника»;

- обсуждение сценариев, распределение ролей;

- консультация «Мелкая моторика рук»;

- информационный лист «Физическое развитие детей 4-5 лет»;

- памятка «Формирование здорового образа жизни»;

- папка-передвижка «Особенности развития детей 4-5 лет»;

- рекомендация « Как избежать конфликтов»;

- информационный лист «Творческое развитие ребёнка»;

- памятка «Не навреди»;

- беседа «Агрессивный ребёнок»;

- папка-передвижка «Характеристика речевого развития ребёнка 4-5 лет»;

- информационный лист  «Родительские заповеди»;

- беседа «Ребёнок и компьютер»;

- участие родителей в проведение мероприятий;

- съемка видеороликов мероприятий;

- практическая деятельность совместно с детьми.

Работа с детьми:

- чтение художественных произведений;

- заучивание стихов и текстов;

- разучивание песен и танцев;

- рассматривание иллюстраций;

- рисование рисунков на темы: «Мама, папа, я – дружная семья», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Портрет мамы», «Портрет папы».

 III. Итоговый этап

 Педагогическая деятельность:

- анализ родительских анкет;

- сбор и обработка практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;

- обобщение материалов проекта;

Взаимодействие с родителями:

- сбор информации по итогам мероприятий (анкетирование, беседы, опрос, отзывы);

- оценка эффективности работы в проекте;

Работа с детьми:

- рисунки детей;

- создание фотоколлажа по итогам участия в мероприятиях;

 Риски:

- Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ;

-  Участие одних и тех же семей;

 Критерии эффективности:

- Рост посещаемости родителями совместных мероприятий.

- Согласованность действий педагогов и родителей.

- Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.

- Заинтересованность родителей.

- Преобразующий характер проекта.

- Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.

 Продукты проектной деятельности:

- Фотоматериалы и видиоматериалы.

- Новые разработки, сценарии работы с семьей.

- Анкеты.

- Тесты.

- Памятки.

- Информационные листы.

- Семейные стенгазеты.

- Проектная папка.

 Обоснование значимости

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для того чтобы их взаимодействие было эффективным, необходимо понять: какая она – современная семья? Все семьи разнообразны по своему составу, национальным, образовательным и культурным особенностям, жизненным ценностям и бытовому укладу.Современная семья – это еще и разные формы совместного проживания людей. Мы не пытаемся передать всем единую систему воспитания детей, а стараемся поддержать то лучшее, что уже делает или готова делать каждая семья для своего ребенка. Мы уверены, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Мы должны уметь понимать, что они - самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ребенка с близкими взрослыми, он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери как образцы для подражания, а также родительское слово – как метод педагогического воздействия. Анкетирование и наблюдения за стилем общения детей и родителей показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, родителей волнуют страхи и агрессивное поведение детей, вопросы раннего обучения. Анализ собранных анкетных данных позволил нам построить собственную систему взаимодействия с родителями и детьми. Отбор форм работы с семьей преследовал своей целью более полное и активное включение родителей в образовательный процесс. Такой подход помогает организовать адресную помощь родителям, осуществлять дифференцированное и индивидуальное взаимодействие с семьями воспитанников.Почти в каждой семье стоит проблема: чем занять ребенка? Мы считаем, что проблема воспитания и развития детей, работа не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего дошкольного учреждения и семьи на длительный период пребывания ребенка в детском саду.Поэтому мы учили родителей рационально организовывать деятельность детей, а также видеть и оценивать себя как педагога. Мероприятия планировали в зависимости от приоритетного направления деятельности ДОУ и потребностей родителей. Подключали родителей к проведению различных мероприятий. Мы старались не увлекаться теорией вопроса, а преподносили материал в доступной убедительной форме, опираясь на имеющийся у родителей опыт.

 ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Сценарий родительского собрания «Роль родного дама и семьи в формировании личности дошкольника».

2. Конспект совместного мероприятия с родителями в средней группе «Проводы зимы».

3. Конспект совместного мероприятия с родителями «Моя семья».

4. Анкета для родителей «Взаимодействие детского сада с семьёй».

5. Анкета для родителей по взаимодействию детского сада и семьи.

6. Анализ анкетирования на начало проекта.

7. Анализ анкетирования на конец проекта.

8. Консультация «Мелкая моторика рук»;

9. Информационный лист «Физическое развитие детей 4-5 лет»;

10.  Памятка «Формирование здорового образа жизни»;

11.  Папка-передвижка «Особенности развития детей 4-5 лет»;

12.  Рекомендация « Как избежать конфликтов»;

13.  Информационный лист «Творческое развитие ребёнка»;

14.  Памятка «Не навреди»;

15.  Беседа «Агрессивный ребёнок»;

16.  Папка-передвижка «Характеристика речевого развития ребёнка 4-5 лет»;

17.  Информационный лист  «Родительские заповеди»;

18.  Беседа «Ребёнок и компьютер»;

 Результаты анкетирования на начало проекта:

Анкета для родителей «Взаимодействие детского сада с семьей».

 1.Обращаете ли вы внимание на информационные стенды, висящие в группе:

    а) всегда – 85%

    б) иногда – 15%

    в) не вижу смысла на них смотреть – 0%

 2.Интересуетесь ли Вы вопросами воспитания и развития детей, если да, то через какие источники информации:

   а) у воспитателя – 77%

   б) у знакомых - 23%

   в) через специальную литературу, журналы -23%

   г) в интернете – 23%

   3.Какие из предложенных форм работы с родителями могли бы Вас заинтересовать:

   а) тематические собрания (педагоги рассказывают о вопросах воспитания и развития детей) – 30%

   б) организационное собрание (вопросы, касающиеся подготовки к празднику, общие вопросы т.п.) – 30%

   в) индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития Вашего ребенка – 30%

   г) открытое занятие для родителей, на которых Вы бы могли увидеть успехи и проблемы Вашего ребенка – 23%

   д) совместные развлечения (праздники) для детей и родителей – 38%

   е) участие родителей в праздниках, в показе театрализации для детей Вашей группы – 23%

   ж) участие в выставках – 15%

   з) домашние задания (подобрать материал по теме, сделать рисунок и т.п.) – 30%

 4.Оцените степень посещаемости выбранных Вами форм работы:

   а) обязательно найду время для участия в выбранных формах работы – 70%

   б) буду посещать в зависимости от свободного времени – 30%

   5.Ваши пожелания и предложения.

                                          

Результаты анкетирования на конец проекта:

Анкета для родителей по взаимодействию детского сада и семьи.

1. Оцените по пятибалльной шкале следующие критерии:

А) Состояние и качество оформления информационного уголка для родителей в гр. – 5б. - 100%

Б)  Тактичность и культура поведения педагогов с родителями – 5б. – 100%

В) Полнота и качество подачи информации о ребенке во время бесед – 5б.и – 100%

Г) Уровень проведения родительских собраний – 5б. – 100%

Д) Умение воспитателя ответить на вопросы родителей во время бесед и собраний – 5б. – 100%

2. Как часто Вы участвуете в совместных с детским садом мероприятиях (подчеркнуть нужное)

Всегда  - 45% Часто – 45% Редко – 10% Никогда – 0%

3. Отметьте формы Вашего участия в жизни детского сада в таблице Отметка (V)

Помощь в развитии материальной базы группы – 27%

Участие в подготовке и проведении праздников и утренников Оформление помещений детского сада – 18%

Пошив костюмов – 0%

Изготовление декораций – 0%

Подготовка подарков детям – 72%

Посещение родительских собраний Присутствие – 91%

Внесение предложений по совершенствованию работы группы, д/с – 10%

Активное участие в обсуждении вопросов – 63%

Участие в развлекательных мероприятиях, досугах, спортивных праздниках – 54%

4. Ваш ребенок ходит в детский сад (подчеркнуть нужное)

С удовольствием – 100% 

Через силу -0%

Редко с удовольствием – 0% 

Со слезами – 0%

5. Работа педагогов в группе (подчеркнуть нужное)

Устраивает вас полностью – 100% 

Устраивает вас частично – 0%  

Не устраивает совсем – 0%

4 февраля 2019 в 17:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.