Десяткова Наталья Владимировна. Персональный сайт педагога
ПРОЕКТ: «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я.»ПРОЕКТ:«Вместе дружная семья – детский сад, родители и я.» Средняя группа Разработала воспитатель МБДОУ д/с «Солнышко», с. Солтон, Алтайский край: Десяткова Н. В. 2016 год Название проекта: «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я.» Тема: Взаимодействие детского сада и семьи. Тип проекта: Информационно-практико-ориетированный. Цель: Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада; создать атмосферу тесного сотрудничества и содружества, положительный психологический настрой. Актуальность проекта связана с необходимостью расширения участия родителей в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС с одной стороны и низким уровнем профессиональной компетентности педагогов в вопросах эффективного взаимодействия с семьями воспитанников. Реализация проекта позволит педагогам группы использовать эффективные технологии, методы и приемы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ. Идея проекта:Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Современные федеральные государственные требования, изменение культурного уровня, степень педагогического просвещения родителей, побуждают использовать различные методы и формы взаимодействия ДОУ и семьи. Наш проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. В связи с этим возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия родителей и детей. Подготовка и проведение мероприятий позволяют увидеть родителей в другом формате (активные, эмоциональный, творческие, сопереживающие, креактивные, заинтересованные, ответственные…), а у детей сформировать осознанное отношение к семье, семейным отношениям, содействовать укреплению взаимопонимания между детьми и родителями. Таким образом, пришли к выводу, что проект взаимодействия родителей с ДОУ просто необходим. Задачи: 1. Установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьей, используя дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье. 2. Повышать педагогическую компетентность родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. 3. Развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной деятельности детей и родителей. 4. Осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и детей, создавая творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, через подготовку, организацию и проведение совместных мероприятий для всех участников проекта. 5. Использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение их авторитета. 6. Создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха. Участники проекта: Дети, родители, воспитатели. Срок реализации: 5 месяцев. Ожидаемые результаты: 1. Создание системы комплексной работы с родителями.
3. Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. 4. Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей. 5.Повышение уровня педагогической компетентности родителей. 6. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий. План мероприятий: 1. Анкетирование на начало проекта. (январь) 2. Информационный лист «Физическое развитие детей 4-5 лет» (январь) 3. Памятка «Формирование здорового образа жизни». (январь) 4. Выставка детских рисунков «Мама, папа, я – спортивная семья». (январь) 5. Родительское собрание «Роль родного дама и семьи в формировании личности дошкольника». (февраль) 6. Выставка детских рисунков-портретов мам, пап. (февраль) 7. Папка-передвижка «Особенности развития детей 4-5 лет». (февраль) 8. Папка-передвижка «Характеристика речевого развития ребёнка 4-5 лет».(февраль) 9. Совместное мероприятие «Проводы зимы». (март) 10. Рекомендация « Как избежать конфликтов». (март ) 11.Информационный лист «Творческое развитие ребёнка». (март) 12. Памятка «Не навреди». (март) 13. Выставка детских рисунков «Мама, папа, я – дружная семья». (апрель) 14. Совместное мероприятие «Моя семья». (апрель) 15. Консультация «Мелкая моторика рук». (апрель) 16. Беседа «Агрессивный ребёнок». (апрель) 17. Информационный лист «Родительские заповеди». (май) 18. Беседа «Ребёнок и компьютер». (май) 19. Родительское собрание «Стили семейного воспитания». (май) 20. Анкетирование на конец проекта. (май) Этапы работы: I. Подготовительный этап Педагогическая деятельность: - изучение методической литературы; - планирование и разработка мероприятий; - составление сценариев; Взаимодействие с родителями: - анкетирование родителей Работа с детьми: - беседы с детьми о семье; - рисование на тему «Семья»; II. Формирующий этап Педагогическая деятельность: - создание условий для успешной реализации мероприятий; - обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ; - организация встреч с участниками; - оформление выставок рисунков; Взаимодействие с родителями: - родительское собрание «Роль родного дама и семьи в формировании личности дошкольника»; - обсуждение сценариев, распределение ролей; - консультация «Мелкая моторика рук»; - информационный лист «Физическое развитие детей 4-5 лет»; - памятка «Формирование здорового образа жизни»; - папка-передвижка «Особенности развития детей 4-5 лет»; - рекомендация « Как избежать конфликтов»; - информационный лист «Творческое развитие ребёнка»; - памятка «Не навреди»; - беседа «Агрессивный ребёнок»; - папка-передвижка «Характеристика речевого развития ребёнка 4-5 лет»; - информационный лист «Родительские заповеди»; - беседа «Ребёнок и компьютер»; - участие родителей в проведение мероприятий; - съемка видеороликов мероприятий; - практическая деятельность совместно с детьми. Работа с детьми: - чтение художественных произведений; - заучивание стихов и текстов; - разучивание песен и танцев; - рассматривание иллюстраций; - рисование рисунков на темы: «Мама, папа, я – дружная семья», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Портрет мамы», «Портрет папы». III. Итоговый этап Педагогическая деятельность: - анализ родительских анкет; - сбор и обработка практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; - обобщение материалов проекта; Взаимодействие с родителями: - сбор информации по итогам мероприятий (анкетирование, беседы, опрос, отзывы); - оценка эффективности работы в проекте; Работа с детьми: - рисунки детей; - создание фотоколлажа по итогам участия в мероприятиях; Риски: - Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ; - Участие одних и тех же семей; Критерии эффективности: - Рост посещаемости родителями совместных мероприятий. - Согласованность действий педагогов и родителей. - Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. - Заинтересованность родителей. - Преобразующий характер проекта. - Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ. Продукты проектной деятельности: - Фотоматериалы и видиоматериалы. - Новые разработки, сценарии работы с семьей. - Анкеты. - Тесты. - Памятки. - Информационные листы. - Семейные стенгазеты. - Проектная папка. Обоснование значимости Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для того чтобы их взаимодействие было эффективным, необходимо понять: какая она – современная семья? Все семьи разнообразны по своему составу, национальным, образовательным и культурным особенностям, жизненным ценностям и бытовому укладу.Современная семья – это еще и разные формы совместного проживания людей. Мы не пытаемся передать всем единую систему воспитания детей, а стараемся поддержать то лучшее, что уже делает или готова делать каждая семья для своего ребенка. Мы уверены, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Мы должны уметь понимать, что они - самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ребенка с близкими взрослыми, он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери как образцы для подражания, а также родительское слово – как метод педагогического воздействия. Анкетирование и наблюдения за стилем общения детей и родителей показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, родителей волнуют страхи и агрессивное поведение детей, вопросы раннего обучения. Анализ собранных анкетных данных позволил нам построить собственную систему взаимодействия с родителями и детьми. Отбор форм работы с семьей преследовал своей целью более полное и активное включение родителей в образовательный процесс. Такой подход помогает организовать адресную помощь родителям, осуществлять дифференцированное и индивидуальное взаимодействие с семьями воспитанников.Почти в каждой семье стоит проблема: чем занять ребенка? Мы считаем, что проблема воспитания и развития детей, работа не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего дошкольного учреждения и семьи на длительный период пребывания ребенка в детском саду.Поэтому мы учили родителей рационально организовывать деятельность детей, а также видеть и оценивать себя как педагога. Мероприятия планировали в зависимости от приоритетного направления деятельности ДОУ и потребностей родителей. Подключали родителей к проведению различных мероприятий. Мы старались не увлекаться теорией вопроса, а преподносили материал в доступной убедительной форме, опираясь на имеющийся у родителей опыт. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Сценарий родительского собрания «Роль родного дама и семьи в формировании личности дошкольника». 2. Конспект совместного мероприятия с родителями в средней группе «Проводы зимы». 3. Конспект совместного мероприятия с родителями «Моя семья». 4. Анкета для родителей «Взаимодействие детского сада с семьёй». 5. Анкета для родителей по взаимодействию детского сада и семьи. 6. Анализ анкетирования на начало проекта. 7. Анализ анкетирования на конец проекта. 8. Консультация «Мелкая моторика рук»; 9. Информационный лист «Физическое развитие детей 4-5 лет»; 10. Памятка «Формирование здорового образа жизни»; 11. Папка-передвижка «Особенности развития детей 4-5 лет»; 12. Рекомендация « Как избежать конфликтов»; 13. Информационный лист «Творческое развитие ребёнка»; 14. Памятка «Не навреди»; 15. Беседа «Агрессивный ребёнок»; 16. Папка-передвижка «Характеристика речевого развития ребёнка 4-5 лет»; 17. Информационный лист «Родительские заповеди»; 18. Беседа «Ребёнок и компьютер»; Результаты анкетирования на начало проекта: Анкета для родителей «Взаимодействие детского сада с семьей». 1.Обращаете ли вы внимание на информационные стенды, висящие в группе: а) всегда – 85% б) иногда – 15% в) не вижу смысла на них смотреть – 0% 2.Интересуетесь ли Вы вопросами воспитания и развития детей, если да, то через какие источники информации: а) у воспитателя – 77% б) у знакомых - 23% в) через специальную литературу, журналы -23% г) в интернете – 23% 3.Какие из предложенных форм работы с родителями могли бы Вас заинтересовать: а) тематические собрания (педагоги рассказывают о вопросах воспитания и развития детей) – 30% б) организационное собрание (вопросы, касающиеся подготовки к празднику, общие вопросы т.п.) – 30% в) индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития Вашего ребенка – 30% г) открытое занятие для родителей, на которых Вы бы могли увидеть успехи и проблемы Вашего ребенка – 23% д) совместные развлечения (праздники) для детей и родителей – 38% е) участие родителей в праздниках, в показе театрализации для детей Вашей группы – 23% ж) участие в выставках – 15% з) домашние задания (подобрать материал по теме, сделать рисунок и т.п.) – 30% 4.Оцените степень посещаемости выбранных Вами форм работы: а) обязательно найду время для участия в выбранных формах работы – 70% б) буду посещать в зависимости от свободного времени – 30% 5.Ваши пожелания и предложения.
Результаты анкетирования на конец проекта: Анкета для родителей по взаимодействию детского сада и семьи. 1. Оцените по пятибалльной шкале следующие критерии: А) Состояние и качество оформления информационного уголка для родителей в гр. – 5б. - 100% Б) Тактичность и культура поведения педагогов с родителями – 5б. – 100% В) Полнота и качество подачи информации о ребенке во время бесед – 5б.и – 100% Г) Уровень проведения родительских собраний – 5б. – 100% Д) Умение воспитателя ответить на вопросы родителей во время бесед и собраний – 5б. – 100% 2. Как часто Вы участвуете в совместных с детским садом мероприятиях (подчеркнуть нужное) Всегда - 45% Часто – 45% Редко – 10% Никогда – 0% 3. Отметьте формы Вашего участия в жизни детского сада в таблице Отметка (V) Помощь в развитии материальной базы группы – 27% Участие в подготовке и проведении праздников и утренников Оформление помещений детского сада – 18% Пошив костюмов – 0% Изготовление декораций – 0% Подготовка подарков детям – 72% Посещение родительских собраний Присутствие – 91% Внесение предложений по совершенствованию работы группы, д/с – 10% Активное участие в обсуждении вопросов – 63% Участие в развлекательных мероприятиях, досугах, спортивных праздниках – 54% 4. Ваш ребенок ходит в детский сад (подчеркнуть нужное) С удовольствием – 100% Через силу -0% Редко с удовольствием – 0% Со слезами – 0% 5. Работа педагогов в группе (подчеркнуть нужное) Устраивает вас полностью – 100% Устраивает вас частично – 0% Не устраивает совсем – 0% 4 февраля 2019 в 17:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.